Илия

Управитель заводами и афонский старец-отшельник

Άθωςский схимонах-отшельник Илия (Аминский)

Среди огромного сонма отечественных святогорских подвижников и отшельников, тайно от мира несших свой молитвенный подвиг в горах и пещерах Άθωςа, особого внимания заслуживает схимонах Илия (Аминский). Он был уроженцем Подольской губернии (ныне Винницкая и Хмельницкая области на Украине). Этот образованнейший и умнейший человек, бывший управляющий знаменитыми в Российской империи заводами Терещенко, заработавший себе большое состояние и достигший уважения и славы в обществе, вдруг решил бросить все и стать монахом.

Чтобы понимать, от чего отказался Илья Аминский, достаточно заглянуть в краткую опись хозяйства Терещенко, которым он заведовал: «На пшеничных и сахарных плантациях и заводах Терещенко рабочий скот состоит из 1500 волов, 600 лошадей; мертвый инвентарь превосходит 2000 машин и орудий. Ежегодно продается пшеницы на 500 000 рублей [в пересчете на современные деньги это около 5 миллиардов долларов]. Свекловица идет на свой сахарный завод».

Кто-то может подумать, что, отказавшись от всего этого, он сошел с ума. Но, как отмечает афонский монах Ермолай (Чежия), последующая его жизнь абсолютно точно доказывает, что он был в здравом уме и твердой памяти. Объяснение его поступку одно — милость Божья повернула его в сторону благодати и побудила его искать свое новое рождение Свыше.

Илья Аминский прибыл на Άθως в 1904 году и в Русском Пантелеимоновом монастыре после исповеди у отца Агафадора (Буданова) попросил благословения жить не в монастыре, а в лесу, принадлежащем обители. И, хотя некоторые руководители экономской части обители уже имели свои планы насчет него, видя в его глазах полную решимость, старец Агафодор дал ему благословение жить в лесу. Он действительно отказался от всяких, даже элементарных условий для жизни, и следующие 30 лет провел как зверь в лесу. Подвижник не имел дома — жил под камнем; не варил себе пищу — ел траву и плоды; не менял одежду, хотя рухлядь еле прикрывала его тело; не лечился, хотя ему было уже под 80 лет, и, что самое важное, никогда и ни с кем не разговаривал. При случайной встрече с людьми падал на колени и, приклонив голову до земли, не выпрямлялся, пока не оставался один.

Άθωςский схимонах-отшельник Илия (Аминский)

В отличие от многих других подвижников, он с несравнимо более высокой ступени социальной лестницы опустил самого себя как бы вниз. Не имея почти ничего, сравнительно легко можно вступить на путь нестяжания, но невероятно трудно добровольно отказаться от славы и богатства. С другой стороны, даже на Άθωςе большинство монахов старались создать себе хоть какие-нибудь условия для жизни, а отец Илия сознательно уподобился зверю: если других можно было хоть где-нибудь посетить, то его можно было встретить только случайно в лесу.

Отец Флегонт (Лебедев), изумленный невероятным подвигом отца Илии, в день его кончины скупо, но выразительно отметил в своем дневнике: «Великий подвижник, 30 лет прожил под камнем».

Невороятный подвиг старца Илии вызывал и невероятную зависть отдельных людей, и они прилагали все усилия, чтобы остановить его. Но невозможно осилить благодать, Божественная любовь всесильна, ее не может победить человеческое жестокосердие. Иеросхимонах Владимир (Колесников) об этом в своем дневнике вспоминал: «Сегодня отец Григорий встретил живущего под камнем, без всякого крова, недалеко от бычков пустынника Илию. Застал его ядущим каштаны. Много ему приходилось терпеть от некоторых, считавших его еретиком, кураджи, по чьему-то велению выгоняли его с боем, однажды жестоко побили, так что он не мог идти и пролежал в Ксиропотамском овраге 14 дней без пищи, пока не нашел его ихний кураджи, взял его в Ксиропотам, и там доктор помог ему. Гонение большое, но он опять под камнем. Он каждую неделю исповедуется у нашего духовника отца Аммона и причащается Святых Таин. Живет, никому не мешая, в трущобе. За что гонения? Бог весть».

Преставился ко Господу отец Илия 13 сентября 1932 года, от роду около 80 лет, молясь сидя под камнем. Как пишет о подвижнике афонский монах Ермолай (Чежия), «за те 28 лет, пока он находился в лесу, в России случились две революции, царская Россия исчезла, отгремели и Мировая и гражданская войны, а он ничего об этом не узнал, но зато он узнал самое важное для человека, что этот мир — «суета сует», а вечность — наша истинная Родина. И когда одни, возбужденные собственным тщеславием люди на гребнях исторических волнений вершили судьбы других людей, где-то в центре Европы, в лесу под камнем, сидел человек и непрестанно молился Богу о спасении и тех и других».

Подготовил Сергей Шумило

Использованы материалы из книги: "Русский Άθωςский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Άθωςе, 2012

KUDA