Отшельники

Пишем икону трех афонских дохиарских отшельников

Герман Марулис

Иоанн Исповедник

Григориус

 

 

На севере от святого монастыря Дохиария на Святой горе, на месте глухом склона лесного ущелья находятся остатки святого скита Честнóго Продрома, который был основан в 13 веке.

Основателем скита был известный в то время аббас Афона, Святой Иоанн Спокойственный. Великий аббас Иоанн искал труднодоступное, далѐкое от всякой суматохи и шума, место, где бы он мог проводить жизнь в уединении.

Оно, место это, быстро приобрело удивительную известность во всѐм тогдашнем христианском мире. Известность, как святое место изучения Божьего Слова.

Сколь сам Иоанн, столько и с ним находящиеся отличались строгим аскетическим образом жизни и ещѐ божественным совершенством, что приобрели там в крепости веры своей. Великий аббас Афона установил строгие правила в аскетический образ жизни всей паствы своей. Он не допускал частные передвижения аскетов в пределах Афона и вне их. Также не допускал использование вьючных животных и не позволял, в густом лесу, где был скит, вырубать высокие деревья, сохраняя тем самым первозданность дикой тенистости местности.

Соратники уединения честнóго Продрома соблюдали неуклонно строе воздержание. Сам Святой Иоанн в подражение Баптиста не вкушал вина и хлеба, питаясь зеленью и стручковыми. В держании непрерывной молитвы, на губах покоилось благословение Иисуса, и, часто бодрствовал всю ночь в мольбе, посвящал себя изучению Святых Писаний.

Жили они в плохо подготовленных для жизни каменных и деревянных хижинах. В то же время единственным прекрасным сооружением был храм Баптиста. Но, несмотря на то, что, построенные своими руками, хижины были весьма плохо подготовлены для проживания в них и находились в густом лесу далеко от всякого светского мира, храм набожно с особой заботой был оборудован необходимой предметностью и книгами.

Там поддерживался огонь двух незатухающих ночников, один из которых посвящѐн Баптисту, второй – Богородице. Их долгом, кроме всего прочего, было переписывание рукописей. Также они были знатоками византийской музыки.

Одним из подчинѐнных Святого Иоанна, был Святой Германос Марулис, известный во всей афонской стороне своей, подобной ангелам, жизнью, и всем тем истинно прекрасным, чем был преисполнен в откровенности Богу, служению Которому посвятил жизнь свою с детского возраста.

Святой Иоанн Спокойственный был также духовным водителем в иных монастырях. Например: Ватопедском, Ксиропотамском.

Волнения, которые в то время были вызваны в церкви латино-мыслящими и сторонниками объединения церквей, вынуждали его покидать Афон с целью проповедовать Евангелие, поддерживать православных, как пастырь духовный верующих.

В городе Салоники он проживал и проповедовал в монастыре Святого Давида, что недалеко от городских стен. Там, примерно в 1279 году, как верный почитатель Иисуса и защитник православия вручил свою душу Жениху – Иисусу, как мученик вместе со своим подчинѐнным Григорием, когда латыно-мыслящими была отрублена топором его честнáя голова.

Информацию о жизни трѐх святых Дохиаритского скита мы получает из прекрасной книги «Жития святых», которую написал друг и биограф Святого Григория Паламаса Святой Филофей Красный, Патриарх Константинопольский о святом Германосе, с которым также был знаком лично.

Информацию о них также получаем из рукописного духовного завещания святого монаха Нила (13 век), который стал пастырем скита после принятия мучения его духовного отца по рекомендации последнего, предвидящего свой конец.

Святой Филофей Красный с особой тщательностью, знанием и характерной прямотой, без всяких преувеличений и крайностей представляет святых, как пример всем, особенно монахам Афона.

Святой Савелий из Ватипеда, который также лично был знаком со Святым Германосом, рассказывал будущему своему биографу, Филофею Красному, следующие похвальные слова, как он их и записывал: «Хочу, чтобы знал точно, дорогой, что наш общий отец,как прежде нижней, так и теперешней родины Великой Лавры,наверное, на небесах, на которых уже зарегистрирован там, как и великий Антон. И это не говорю только в связи с его образом жизни и испытанием, его достоинством, но за чистоту и радость сердца в мудрости Святого Духа, Который обитает на нѐм».

Удивительный Святой Германос Афонский(1252 – 1336 г.г.) (фрагмент).

Германос Марулис – ребѐнок из богатой, знатной и уважаемой семьи родился около 1252 г. в Салониках и упокоился на Святой Горе в 1336 г. Его отец был финансовым управляющим города, назначенный царѐм Иоанном Ватадзисом. Параллельно исполнял он и судейские функции. Семья Марулисов из самых знатных. И, по одним источникам, они является выходцами из Малой Азии, где встречаем и других, носящих эту фамилию. Наши сведения о жизни Святого Германоса происходят от его биографа Филофея Красного, который был лично с ним знаком и находился рядом с ним в течении последних лет жизни Святого.

Отец Германоса был человеком верующим, молящимся, а также отличался другими совершенствами, скромными запросами и твѐрдыми убеждениями. Его высокое общественное положение не мешало ему быть простым и заниматься благотворительностью. Упоминается он, как честный судья и блюститель закона. Поистине, это образец для каждого родителя христианской семьи, для которых важны не только радости детей, но и характерно стремление вырастить их в духе и наставлении Божьем.

Германос был третьим из восьми детей в семье, где росли четверо мальчиков и четыре девочки. Его светское имя было Георгий. С детства он отличался умом, а также убеждениями в духе монахов. Любовь к окружающим вела его делиться пищей с имеющими в том нужду. Часто всю ночь он молился, дождавшись пока братья уснут, чтобы не отвлекаясь в коленопреклонении посвятить жизнь свою Богу. Молитва сочеталась с подвигом испытания в любви к окружающим и любви к Богу. Характерен тот случай, когда однажды отец оставил его на винограднике, где трудились работники. Около полудня, когда явно проявились следы усталости, молодой Георгий, видя, как люди измучились, приказал прекратить работу и отдыхать.

Уже с первых жизненных шагов было ясно, что он не сможет жить светской жизнью, так как его душа желала ангельского образа жизни.

Когда его старшая сестра выходила замуж и в их доме проходили, связанные с этим торжества и застолья, он незаметно ушѐл и обошѐл все монастыри Салоник. Жил он с афонским монахом Иоанном, который в то время находился в Салониках, и попросил его быть его учеником. Тогда Иоанн, который и стал его первым духовником, предвидя его будущее, не отказался удовлетворить его просьбу. Но предложил ему вернуться домой и продолжить учѐбу, выжидая, чтобы прошло ещѐ немного времени до совершеннолетия, когда бы он и мог принять монашество. Георгий послушался его, и не ушѐл на Афон, продолжив учѐбу согласно совету своего духовного отца. Однако, не вытерпев наглости и лжи окружающих, покидает школу и занятия, семью и родственников, родителей и братьев, и уезжает на Афон чуждый всем и оставив всѐ.Георгий обосновался на Афоне в возрасте 18-ти лет, т. е в 1270 году.

Когда же Иоанн в уединѐнном месте своѐм около Дохиарийского монастыря молился, Дух Божий просветил его и он увидел, что Георгий подходил к нему. Тогда он посылает одного из своих учеников в Кариес, который находит Георгия и приводит его в скит, где он и обретает схиму монах и принимает имя Германоса.

Молодой монах в испытании, бодрствовании и молитве столь преуспевал, что старец Иоанн доверял ему больше всех из учеников. Германос доброжелательно выполнял все задания, был примером терпимости и выносливости, стойко перенося все телесные страдания. Несмотря на то, что он потомок богатой семьи, часто он ходил с тяжѐлым грузом на плечах до самого Ватопеда. Также он выполнял работу каллиграфа. Известен случай, когда старец унизил его во время собрания отцов в Ватопеди. Однако Германос принял унижение на возражая, испытывая тем самым себя во смирении и послушании.

Старец Иоанн подвергает своего подчинѐнного другим испытаниям. Принимая просьбу отца Германоса, посылает его в Салоники, в монастырь Иоанна Баптиста. Там у него появляется возможность видеть родителей и родственников., наставлять их и приносить им пользу своим учением и скромным нравом. Дальше старец зовѐт его обратно, в место его уединения.

Иоанн вместе со своими первыми учениками Григорием и Германосом отправляются в монастырь Сорока Мучеников в Салониках и монастырь Ксиропотама, с целью поддержать верующих в преддверии наступающих бед. Это было время репрессий мятежно мыслящего Михаила относительно сторонников Православия, которые были против соединения церквей в Лионском Синоде.

По дороге Иоанн, предвидя мученический конец, отсылает обратно молодого Германоса, предвидя что последний останется в Великой Лавре Святого Афанасия и что он достигнет лет глубокой старости, и что он станет великим и известным в добродетели и духовных успехах наравне с великими старыми аскетами.

Кода же Иоанн с учениками приехал в Салоники, они стали жертвами репрессий и их постиг мучительный конец. Это произошло в 1275 году. Значит Германос был рядом со своим святым отцом 5 лет.

Германос не остался один. Его водителем в духовном старании стал монах Иов. Он был уже известен своими испытаниями и добродетелью. Вначале он проживал в келье в Кариесе. Вскоре же вдвоѐм спустились в пещеру в Лавре, посвященной Божьей Матери, на обрывистой местности рядом с морем.

Таким образом исполнилась первая часть пророчества Иоанна:Германос прожил пять лет под руководством Иова до того, когда последний стал игуменом Лавры (1280 г.).

В подвиге подчинения и учения нашѐл другого старца, Мирона, известного и храброго в борьбе, которого Патриарх Константинопольский Афанасий Первый представляет, как образцового монаха. Дальше учился у Малахии из Фессалии,который был великим аскетом и чуть позже стал епископом Лавры,а ещѐ позднее епископом Салоник (1305 г.). Далее он учился у Афанасия Метаксопулоса, который позже стал игуменом Лавры (ок. 308-309 г.), и, наконец, у Феодорита – старца добродетельного и в преклонном возрасте.

Германос не доверял себе и хотел всегда общаться с людьми опытнее его, чтобы они руководили им. И когда внешние причины препятствовали ему в его духовных исканиях, он искал и находил духовного отца.

Испытания рядом с выше названными духовными отцами в течении более чем сорок лет, дали ему богатый опыт и вложили огромный вклад в его монашескую жизнь. Иоанникий калека с одной рукой стал его первым учеником Но вначале Германос не решался брать на себя такую духовную ответственность. Однако, после многих просьб молодого человека, он, сжалившись, ему открыл врата своего дома. Из-за телесных проблем, Германос помогал Иоанникию во всех его нуждах. С человеческой точки зрения они были равными и братьями. Но по служению Богу и в добродетельности он был его духовным отцом.

Однажды Иоанникий чуть не упал в обрыв и его спас чудесным образом Германос. Филофей Красный уведомляет нас и о других чудесах Святого, с которым он был непосредственно знаком.

Андроник, брат Святого, который тоже стал монахом, навещает Германоса вместе со своим старшим сыном Иоанном. Он тогда тяжело заболел и Германос, придя в монастырь Вулефтирион,излечивает его в присутствии игумена Иокинфа Керамеоса.

О совершенстве и простоте Святого есть много сведений, и не только игумена Вулефтирского монастыря. Также и святого Савелия.

Позже Германос излечивает своего племянника Якова от мучительной болезни.

Из-за налѐтов униатов он вынужденно покидает свой скит и переходит в Лавру. Германос часто посещал Каракальский монастырь и проповедовал Божье Слово в духовную пользу аскетов. Однажды, уходя с монашеского собрания, он не приветствовал монаха Пезоса, с которым вместе служил у своего первого старца Ионна. Монах был обижен поступком Германоса. Последний, лишь узнав об этом, сразу возвратился в Каракальский монастырь, плакал и умолял о прощении, являя при этом пример смирения.

При личной встрече с Филофеем Святой Германос покаянно признаѐтся в своей полноте и медлительности, от чего не смог избавиться до глубокой старости. И единственное, в чѐм он скромно признался, это то, что всегда выполнял веления его духовных отцов и что он никогда не отказывался поднимать и носить тяжести, которые были по силам лишь вьючным животным.

Святой удостоился и пророческой харизмы. Он мог предвидеть и будущее неся своѐ учение, и то действительное, как, например, в случае его ученика и племянника Якова. Последние годы его жизни были преисполнены изобилием духовного в своѐм аскетическом учении и непрерывной молитве. Когда он молился его лицо менялось и весь его лик сиял. Он сумел изменить свою жизнь в молитве со слезами, в растроганности и умилении.

Святой прожил 84 года. 18 лет со своими родителями и 66 лет в испытаниях. За 6 дней до конца его времени жизни заболел и левая рука и левая нога были парализованными из-за инсульта. Но несмотря на это, будучи привычным к жизненным лишениям, не хотел оставаться прикованным к постели. Филофей мог присутствовать в последнее мгновенье жизни Святого, который разговаривал со своими учениками о душе, хотя испытывал большие боли, о чѐм свидетельствовал его лѐгкий стон.

Ушѐл он в объятиях своего племянника и ученика Якова. Филофей не уточняет конкретную дату его смерти. Но вся информация, которую мы имеем об этом, проверена и исходит от Филофея и от очевидцев.